«Кто виноват?» и «Что делать?» – эти традиционные для нашего общего культурного пространства вопросы применимы в том числе и к теме охраны труда на производстве.
Совещания по охране труда приходится посещать уже не первый десяток лет, но проблемы остаются прежними, нередко на ином производстве вспоминают об этой важной составляющей только после драматических инцидентов.
«Разбор полетов» показывает, что личная вина и неосторожность потерпевшего являются причинами половины чрезвычайных происшествий на производстве. Логичен вопрос: почему работник, причем в любом возрасте, на работе вдруг начинает творить непонятно что, теряя собственное здоровье на ровном месте? Вспомнилась собственная работа на различных производствах.
Серьезный инструктаж со сдачей экзаменов был только перед студенческим стройотрядом, в остальных случаях – туманное напутствие «Не лезь, куда не надо, понял?!» под роспись. Сейчас уже такого, к счастью, нет, но робкие жалобы на условия труда наталкивались на железобетонное «А как же мы в свое время?!» и обвинения в трусости – брали на «слабо?!» вместо того, чтобы выдать рукавицы для работы с битумом. После пары таких эпизодов становится не до вопросов по собственной безопасности. Можно добавить, что во время горбачевской перестройки первыми под сокращение на производстве попали инженеры по охране труда – вроде бы и времени уже много прошло, но негласное негативное отношение к этой должности сохраняется.
Почти 10 % производственного травматизма становятся результатом невыполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. За примерами не надо ходить по цехам или лазить по стройплощадкам, достаточно простенькой картины из жизни. Внимание, вопрос: как часто водители такси напоминают вам про ремень безопасности? Причем бывают ситуации, к счастью, очень-очень редко, когда слышишь уже от таксиста: «Да ладно, можно не пристегиваться…» Типа с ветерком домчат до нужного адреса. Впрочем, почему, собственно, только таксисты? Разве, когда вас везут друзья и знакомые, ситуация иная? В итоге получается взаимная небрежность: один не сделал – другой не напомнил.
Ситуация порой кажется безвыходной, потому что человек – самый трудно поддающийся обработке (в хорошем смысле) материал. Но свет в конце тоннеля все же есть, просто надо начинать все намного раньше, чем новобранец придет на производство. Сегодня можно прочесть много новостей, когда дети находят выход из критических ситуаций и спасают себя, своих родных и друзей, – методичная и последовательная работа МЧС на всех уровнях, начиная с детского сада, дает свои плоды. Может, есть смысл также закладывать азы охраны труда? Начиная с того, что надо беречь глаза и не делать то, чего не просят.
Простой пример из личного жизненного опыта. По пути к остановке надо пересечь неширокую проезжую часть с неинтенсивным трафиком. Когда иду один, то, грешен, перехожу в неустановленном месте, потому что так быстрее и короче. Но когда перехожу с детьми, то они всегда настойчиво просят пересечь дорогу в положенном месте. Никогда не было желания по-отцовски прикрикнуть на них в духе «яйца курицу не учат» и вообще «переход – это для слабаков». Потому что они правы, а научиться перебегать дорогу где попало большого ума не надо.
Поэтому давайте и сами, будучи родителями, с детства учить наших малышей соблюдать все правила безопасности личным примером. Для их же блага, когда они придут на производство.