Слабое утешение, но дефицит этих специалистов существует не только в Мозыре, но и во всей Беларуси, а также в бывших союзных республиках.
Вакансии есть
На российском сайте hh.ru на середину ноября представлено примерно 2200 швейных вакансий в разных регионах, в том числе полсотни предложений от нанимателей, готовых выложить – в переводе на белорусские – до 5 тыс. рублей за месяц работы (при этом требуя 6 лет трудового стажа по специальности).
Белорусский сайт belmeta.com содержит 890 вакансий по швеям в стране, есть те, кто готов платить 2000–2500 рублей, правда, с оговоркой «до вычета налогов».
Многие работодатели готовы взять практически любого: и без опыта работы, и без образования – только приходите! «А мы научим, накормим, оденем, дадим наставника, оплатим обучение, можно даже у нас жить». Такие формулировки говорят только об одном: найти швей действительно тяжело.
«Промышленность легкой зовется…»
Причина нехватки швей известна: огромные требования к профессии швеи не подкрепляются соответствующей зарплатой.
Например, в ОАО «Алеся» из Минска ждут швей с «опытом работы в сфере шитья и пошива одежды, умением читать и понимать выкройки, знанием различных методов сшивания и отделки, внимательностью к деталям и точностью в работе». А в обязанности тех швей, которым повезет сюда устроиться на работу, входит «пошив одежды от начала до конца, контроль качества и исправление ошибок в процессе пошива, соблюдение сроков выполнения работ». Платить таким мастерицам здесь готовы 600 рублей. В месяц. Не говоря уже о том, что швея должна обладать в комплекте такими не всем свойственными качествами, как кропотливость, терпение, аккуратность, выносливость и многими другими, не считая личных человеческих качеств, – специалист по-настоящему эксклюзивный.
Вопрос с заработной платой не так прост, как кажется. Повышение зарплаты без роста производительности труда и качества продукции, без снижения себестоимости и ряда других важных пунктов приведет и к повышению цены на производимую продукцию. В условиях жесткой конкуренции будут потеряны рынки и, в итоге, прибыль, из которой и выплачивается зарплата.
А как у нас?
В Мозыре – два крупных предприятия легкой промышленности: ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» и ЧУПТП «Соло-Пинск».
Будущих швей готовит Мозырский колледж геологии, также знакомят школьников с этой профессией в учебно-производственных мастерских (далее – УПМ) СШ № 7. В колледже набор в этом году составил 60 человек, срок обучения недавно стал 3 года, что огромный плюс для производства. Примерно столько же человек обучается и в УПМ.
«Этим летом к нам пришло порядка 40 человек, – рассказывают специалисты фабрики «Надэкс». – Но почти сразу они отправились учиться на следующую ступень образования, причем не обязательно по профилю нашего производства. Мы не имеем права таких людей задерживать. В текущем году подняли зарплату на 30 % по сравнению с прошлым годом – руководство предприятия уделяет этому вопросу особое внимание».
«Колледж геологии с нами договоры не заключает, поэтому ищем кадры по объявлениям и через «сарафанное радио», – признаются в «Соло-Пинск». – Люди ведь общаются, «мигрируют» даже в пределах Мозыря по предприятиям, делясь информацией и впечатлениями. Иногородние могут получить общежитие, они сегодня все в ведомстве райжилкомхоза, места есть. Что касается зарплаты, то у швей она сдельная. И разнится. Есть 1500–1600 рублей «чистыми», у нас таких 5–6 человек. В прошлом месяце сработали особенно хорошо, и таких швей было много».
На обеих фабриках посетовали, что бывают ситуации, когда отрабатывать положенный год приходят девушки с отсутствием всякого желания быть швеей. Родители содержат, поэтому зарплата в 200 рублей их устраивает. Но для производства и трудового коллектива такой работник – одно страдание: приносит убытки, тянет конвейер назад, потому что выработка – 15–20 %. Но уволить нельзя.
Что делать?
Сегодня в России практикуется массовый завоз швей из Узбекистана.
На одном из форумов наша швея рассказывает о своем опыте работы в Москве: «Заработать обещанные 60+ тысяч российских рублей за 8 часов в режиме 5/2 из-за мизерных расценок и невыполнимых норм на практике возможно только при условии 12 часов в режиме 6/1. Так и работают узбекские женщины, которые тут же на предприятии и живут».
Но насколько привлекательна для трудолюбивых узбечек будет работа в Беларуси?
Недостаток зарплаты можно попробовать компенсировать различными бонусами. Обязательные пункты: официальное трудоустройство, полный социальный пакет, современное оборудование, светлые просторные помещения, удобный график работы. Для многих привлекательно наличие общежития. Кстати, на «Надэксе» молодым специалистам оно бесплатно первые 6 месяцев работы, а ОАО «Свiтанак» (г. Жодино) даже обещает, что «возможен переезд семьей», уверяет в наличии дружного, молодого, небольшого коллектива и что «адекватное руководство – мы слушаем и уважаем каждого в команде».
Свои изюминки есть и на мозырских предприятиях. На фабрике «Надэкс» разработали «Мотивационную программу», которая действует в течение года с доплатами для молодых специалистов. В том числе предусмотрен втягивающий режим для начинающих швей. Никто не требует сразу выдавать 100 % плана, нагрузка растет постепенно. Если не получается какая-то операция, подберут другую, пока швея не найдет то, что у нее лучше всего получается на первых порах, а дальше научат и остальному. Также действует развитая система премирования и материальных поощрений, а отпуск можно гарантированно получить в самое желанное время года – летом.
На «Соло-Пинск» сейчас проходит акция: при заключении контракта первые три месяца швея, кроме зарплаты, получает по 300 рублей – нечто вроде подъемных. Другая акция: приведи работать друга – получи 100 рублей. Естественно, друг должен быть специалистом и не на неделю. А также: чем больше ты заработаешь сдельно, тем выше у тебя премиальная плата. Наверняка есть и другие привлекательные «коврижки».
Ищем решение
Российские эксперты и деятели рынка (наверняка с ними согласятся и в Беларуси) приходят к одной мысли: чтобы повысить количество рабочих рук в отрасли, необходимо повышать престиж профессии швеи на государственном уровне.
Одно из направлений – всемирное движение Worldskills, направленное на повышение престижа рабочих профессий. Участниками этих состязаний становятся люди до 22 лет (по некоторым категориям – до 24 лет) и юниоры в возрасте от 10 до 17 лет. Мозыряне из колледжа строителей уже становились призерами форума ProfSkills Belarus. Среди списка компетенций – «Технология моды», так что есть возможность проявить себя и будущим швеям.
Или пример программы летней практики, внедренной в российской компании «Элис Фэшн Рус». Берут всех желающих: студентов профильных колледжей и вузов, студентов других специальностей, заинтересованных ребят. Программа оплачиваемая. Приходят на стажировку и студенты-дизайнеры, которым нужно пройти практику, и просто школьники 15–16 лет, желающие подработать. Специалисты отмечают, что особенно эффективны такие сотрудники на операциях, требующих быстрой, монотонной работы. Если стажер прогуливает и плохо выполняет задания, то с ним расстаются.
В общем, как обычно в сложных ситуациях – надо подумать.
Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра СОЛОДКОВА.