Проблема взаимоотношений пассажира и кондуктора в общественном транспорте – одна из вечных тем для дискуссий.
Недавно в автобусе я стала свидетелем такой сцены. Кондуктор, седая дородная женщина явно пенсионного возраста, ходит по салону общественного транспорта и обращается к пассажирам с просьбой оплатить проезд. Девушка лет 16–17, расположившись на сиденье, протягивает ей крупную бумажную купюру.
Дальше между ними завязывается примерно следующий диалог:
– У меня нет сдачи. Дайте мне, пожалуйста, 80 копеек.
– У меня только 60 копеек.
– Вы должны мне оплатить проезд в размере 80 копеек. Мне нечем давать сдачу.
– Я ничего вам не должна. Это ваши проблемы, что вы не можете дать мне сдачи.
Кое-как, порывшись в сумке, кондуктор сдачу наскребла. Подходит к другой пассажирке, молодой женщине с ребенком, с аналогичным обращением. Ситуация повторяется.
– Извините, мне нечем вам сдачу давать.
– У меня только 50 копеек! – голос молодой женщины резко повышается.
– Я прошу вас дать мне более мелкими монетами.
– Мне кошелек вам открыть и показать, что у меня нет мелочи? Это ваши заботы, что у вас средств не хватает. И не надо все это выговаривать нам.
После небольшой перепалки кондуктор все-таки рассчитала и эту даму.
Обратившись к интернету, обнаружила, что законодательством действительно предусмотрено: водитель и кондуктор должны быть обеспечены разменными деньгами (п. 26 Правил автомобильных перевозок, абз. 13 п. 47 Правил перевозки электротранспортом, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 в ред. от 23.08.2022 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»). Однако на практике может быть много нюансов. Бывает, что иногда точку в споре может поставить только суд. (Признаюсь, сомневаюсь, что у юной девушки не было приложения «Оплати» в телефоне – по моим наблюдениям, сегодня все молодые люди расплачиваются за проезд именно таким образом, но не буду категорична в этом вопросе).
Меня эта ситуация заинтересовала не столько с юридической, сколько с моральной точки зрения. Порадовало, что молодые люди в наше время так хорошо знают свои права, умеют о них заявлять и отстаивают свои интересы на глазах у всех. Но мне бы хотелось взглянуть на эту ситуацию с другого ракурса: где уважение к профессии кондукторов, которые с самого утра и до позднего вечера в любую погоду, без кондиционеров, в часы разной загруженности салона транспорта всю смену на ногах на известных мозырских виражах по знаменитым холмам, что не всегда безопасно, особенно в часы пик, выполняют свою работу? Отдельная тема: с каким настроением приходишь утром на работу, став свидетелем утреннего автобусного скандала на ровном месте?
А что, если мы вместе сможем решить эту проблему? Возможно, у нас есть способы позаботиться о каких-то аспектах заранее? Запасаемся же мы мелочью накануне Коляд, чтобы не устраивать «аттракцион невиданной щедрости», а здесь всего-то нужно отложить сумму в пределах рубля на утро для поездки – вечером с мелочью уже проще.
Наверняка каждый из нас попадал в ситуацию, когда хотел, чтобы к нему отнеслись по-человечески, например, перед закрытием магазина или у кабинета врача… И я верю, что закон кармы работает, и наше неуважение к кому-то обязательно к нам вернется.