«Электрики» разводят людей на деньги: предлагают установить новый выключатель, проверить проводку, измерить напряжение и так далее. Что нужно знать жильцам, чтобы не стать жертвой аферистов?
Реле за 298 рублей
Неприятный инцидент произошел в Минске. В квартиру пожилой пары заявились мужчина и женщина. Они представились работниками организации, которая осуществляет контроль за безаварийной эксплуатацией электросетей. По словам хозяина, на пришедших была форма и бейджик с фамилией и инициалами, а вот названия организации видно не было.
— Гости убедили нас, что работают через ЖЭС. Когда я уточнил, платная услуга или нет, мужчина заверил, что все бесплатно, — рассказывает потерпевший. — Позже он позвонил третьему члену группы, и тот подошел. Назвался электриком, говорил много, перескакивая с темы на тему. Свой приход они аргументировали тем, что участились факты возгорания электрических приборов, поэтому необходимо поставить обязательное электрооборудование — реле контроля напряжения. Даже упомянул, что дому, мол, 40 лет, и пришло время установить необходимый прибор, чтобы избежать возгорания. Правда, тут «специалист» ошибся: дому не 40, а 35 лет.
Мошенники даже сослались на некий официальный документ Мингорисполкома на установку реле АЗМ-40А. Хозяин квартиры подписал договор, после чего услышал сумму за услугу — 620 рублей.
— Это меня ошарашило, сразу спросил про льготы, так как я инвалид II группы. Тогда они попросили удостоверение, и сумма с 620 упала до 298 рублей. Правда, у нас наличными было только 120 рублей, они надавили, мол, договор подписан, сумма озвучена, переводите с карты. Жена перевела. У нас осталось всего 3 рубля на ней.
Когда псевдокоммунальщики ушли, пара осознала, что их обманули. На следующий день позвонили по номеру, который был указан в договоре, потребовали его расторгнуть. Около месяца минчане пытались договориться с организацией. Однако в итоге получили письменный отказ.
Спецформа и удостоверение
Недавно похожая ситуация была в Гродно в частном секторе.
Аферисты пытались попасть в дом под предлогом проверки качества электроэнергии: якобы по стране прошла волна пожаров из-за неисправной проводки, и сейчас энергетиков обязали проверить дома и квартиры города, чтобы предупредить возможную беду. Правда, гродненские «специалисты» выглядели не такими подготовленными, как столичные. У них не было ни специальной формы, ни удостоверения, поэтому хозяева им не поверили и позвонили в РУП «Гродноэнерго».
Начальник отдела технического обеспечения сбыта энергии РУП «Гродноэнерго» рассказал, что все сотрудники предприятия как минимум имеют при себе удостоверения с печатью организации, бейджи контролеров, электромонтеры всегда в спецодежде:
— Название организации написано крупными буквами. А мошенники пользуются тем фактом, что граждане, привыкшие доверять представителям энергоснабжающей структуры, невнимательно читают документы (либо не читают их вовсе) и соглашаются на оказание платных услуг коммерческой организацией, чей договор оспорить сложно, ведь все делается в рамках закона. При этом, к примеру, работники Гродненской энергосистемы в домах и квартирах никаких работ, кроме обслуживания и снятия показаний электрических счетчиков, не производят.
Чья ответственность?
Неожиданные приходы «электриков» вводят людей в ступор.
С одной стороны, понимаешь, что проверка — в твоих интересах, на кону собственная безопасность как-никак, но с другой — так ли она должна проходить и, вообще, должна ли? Где заканчивается ответственность за инженерные коммуникации владельцев жилища и переходит под контроль коммунальных служб?
За все электрические приборы, состояние электропроводки, исправность розеток и выключателей в квартире ответственность несет ее владелец. Любая модернизация оборудования — например, установка устройства защитного отключения — это бытовая услуга, оказываемая организациями, обслуживающими жилой дом.
В случае когда счетчики электроэнергии находятся на балансе энергоснабжающей организации, то она обеспечивает их ремонтное, метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену. А в случае, если счетчик электроэнергии на балансе собственника жилого помещения, то либо он, либо организация, обслуживающая жилой дом, выполняет эти работы. Как правило, счетчик нуждается в периодической поверке, проводящейся через межповерочный интервал. Он составляет восемь лет.
— Если у вас выявили нарушения работы приборов учета, проверяющий должен составить акт о самовольном безучетном потреблении электрической энергии (мощности) по форме, определенной Министерством энергетики Республики Беларусь, который он и вы должны подписать. И самое важное: представители электроснабжающей организации не имеют права во время проверки требовать от потребителя любые виды оплаты, — заключает специалист.
Будьте бдительны!
Роман Юльский, адвокат:
— Представители организаций, предлагающие жильцам домов услуги по проверке работоспособности инженерных систем (например, розеток, электропроводки), замену тех или иных приборов, формально действуют в рамках правового поля. Другое дело, когда жильца квартиры умышленно вводят в заблуждение относительно необходимости оказания конкретной услуги либо предлагают товар или услугу по существенно завышенной цене.
При оказании гражданам бытовых услуг действует Закон «О защите прав потребителей», который предоставляет потребителю достаточно широкий круг прав и гарантий (в том числе при наличии на то оснований) расторгнуть договор, потребовать уменьшения договорной цены.
В судебной практике встречаются примеры, когда обманутый потребитель успешно защитил свои права, доказав, что договор был заключен под влиянием обмана или заблуждения, цена существенно завышена, те или иные услуги фактически не оказывались или были, по сути, лишними. Суд в рамках защиты прав потребителя при наличии на то оснований может расторгнуть заключенный договор либо признать его недействительным, обязать недобросовестную сторону вернуть гражданину уплаченные денежные средства, уменьшить стоимость услуг, обязав возвратить потребителю часть необоснованно полученных денег.
Те, кто сталкивается с ситуацией навязывания различного рода бытовых услуг, должны быть бдительными, не принимать поспешных решений, не торопиться с предварительной оплатой, потребовать предоставить письменный договор, ознакомиться с ним, после чего принимать решение о сотрудничестве.