Сильный духом активист-патриот. Николай Иванович Малинин (1893–1977 гг.) – один из организаторов и руководителей коммунистического подполья и партизанского движения на территории Полесской области в годы Великой Отечественной войны.
Информации о Николае Ивановиче сохранилось немного, но факты говорят о значимой деятельности отважного лидера, патриота, гражданского и государственного деятеля.
Родился Николай Иванович в поселке Софиевка Новозыбковского района Брянской области. С 1919 г. – член КПСС, с того же года был зачислен в ряды Красной армии. С 1921 г. Николай Малинин находился на советской и партийной работе в Наровле, Речице, Гомеле. В 1941-м был назначен на должность секретаря Полесского обкома КП(б)Б. С ноября 1941-го находился на партийной работе в Алтайском крае.
В августе 1943 г. Николая Ивановича направили в тыл врага. До февраля 1944-го он занимал должность второго секретаря Полесского подпольного обкома КП(б)Б. С 1944-го по 1960 г. был секретарем партколлегии, парткомиссий при ЦК КПБ. С 1949-го по 1960 г. – член ЦК КПБ, с 1960-го по 1961 г. – член Ревизионной комиссии КПБ. С 1951-го по 1963-й активист-патриот был депутатом Верховного Совета БССР.
Николай Иванович Малинин награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «Партизану Отечественной войны» II степени и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Легендарный подпольщик
Тимофей Евсеевич Абрамов родился в 1915 году на Брянщине в семье колхозника. После школы работал на заводе, в Красную армию был призван в 1937-м. Службу проходил в Мозырском гарнизоне, позже был переведен в Полесский областной НКВД.
С начала войны, в октябре 1941-го, Тимофея Евсеевича направили в тыл противника по заданию ЦК компартии Белоруссии, соответствующую подготовку он прошел незадолго до этого. 19 дней Абрамов пробирался по вражеским тылам в родные места, в оккупированный город попал с паспортом на имя Василия Малинова, устроился на работу грузчиком в офицерскую столовую. К началу 1942 года создал боевую подпольную группу, в которую также вошли Алексей Смородский, Дмитрий Карасев, Емельян Прохоренко и другие патриоты. Вскоре к ним присоединился бригадный врач Николай Говоров, посланный в Мозырь Житомирским подпольным партийным центром. Квартира Абрамова по переулку Калинина, 6 стала штабом подпольщиков. Перед группой была поставлена задача – организовать разведывательную и подрывную деятельность в Мозыре.
Оккупанты очень быстро прочувствовали на себе всю мощь ударов подпольщиков. То и дело в городе выходила из строя электростанция, на минах подрывались фашистские автомашины. Абрамов помогал горожанам, таким же патриотам, попасть в партизанские отряды. Снабжал партизан и медикаментами, и продуктами, которые брал из тех, что получал для офицерской столовой.
Группа Абрамова приняла непосредственное участие в уничтожении гебит-комиссара города, передавала информацию в партизанский отряд имени Фрунзе. Для подпольщиков важно было разоблачать ложь о мнимых победах германской армии: в самых неожиданных местах появлялись антифашистские листовки. Однажды в городе появились листовки с сообщением о разгроме немцев под Москвой – это была радостная весть для мозырян.
Но тучи явно сгущались над действовавшими в городе смельчаками. Тимофею Абрамову рекомендовали уйти в партизанский отряд, однако он считал это преждевременным: надо было выполнять задания командования. Новые диверсии подстегивали оккупантов к активным поискам подпольщиков. Во что бы то ни стало выследить их – такую задачу поставили своим подчиненным руководитель немецкой полиции в Мозыре Келерман и обержандарм Галле. Сначала немецкие ищейки напали на след Николая Козареза и арестовали его.
После жена Тимофея Абрамова Софья будет вспоминать черную июльскую ночь 1942-го: «Дома Тимофей долго о чем-то беседовал с Алексеем Смородским. Едва тот ушел, как дом осветили автомобильные фары. Немцы окружили дом, четверо эсэсовцев ворвались в квартиру, надели на Тимофея наручники и под дулом автомата повели во двор. Больше я его не видела, но успела предупредить о случившемся Смородского. Тому удалось скрыться, а вот Роман Казаченко не успел». Назавтра днем к дому снова подъехала машина с эсэсовцами: приказали взять детей – малышку-дочку и трехмесячного сына. Всех привезли в тюрьму, пятеро эсэсовцев-офицеров допрашивали женщину, пытаясь узнать, что она знает о деятельности мужа. Допрос сопровождался избиениями и угрозами пустить в расход, если во всем не сознается. Так и не получив нужных сведений, Софье отдали детей и выгнали из тюрьмы. После родные Тимофея Абрамова узнали, что немцы издевались над ним семь суток, но сломить так и не смогли. На восьмые сутки его расстреляли. Младший лейтенант Абрамов прожил 27 лет.
Когда город был освобожден от захватчиков, Софья сразу же пошла в бывшую немецкую тюрьму и в одной из камер обнаружила надпись «Прощай, семья, прощай, Родина» и инициалы Т. Е. А. Сомнений быть не могло: это были прощальные слова ее Тимофея.
Внук зверски замученного чекиста Игорь Абрамов, в недавнем прошлом сотрудник МЧС, майор внутренней службы, рассказывает: «Про своего деда я знаю из рассказов бабушки Софьи Никоноровны. Она сделала много, чтобы земляки узнали о жизни, судьбе, геройской смерти мужа. Память о нем храним, прежде всего, мы, его потомки. В честь его назван мой сын Тимофей. Я горжусь своим дедом».
Полесский партизан
Люди, которые мужественно сражались за Родину, для меня герои. О многих мы даже не знаем, но также бережно храним память о них.
В Мозыре имена людей, которые сражались ради мирного неба над головой, увековечены в названиях улиц. Один из организаторов и руководителей коммунистического подполья и партизанского движения на территории Полесской области в годы Великой Отечественной войны – Федор Михайлович Языкович. Улица Языковича ведет с улицы Советской к средней школе № 5.
Федор Языкович родился 18 февраля 1903 года в деревне Старое Залитвинье Кировского района Могилевской области в крестьянской семье. Трудовой путь начал рано – с пастуха у местных кулаков. Тем не менее, отличаясь грамотностью и усердием к учебе, успешно окончил начальную школу, затем – Рогачевское ремесленное училище. Руководил избой-читальней, на родине работал учителем, был инспектором и заведующим отделами народного образования в Минской и Могилевской областях. А по окончании в 1936 году Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы Белоруссии перешел на партийную и советскую работу: трудился заместителем председателя Заславского райисполкома, директором Республиканской школы председателей колхозов в городе Могилеве, инструктором ЦК КП(б)Б заведующим отделом, вторым секретарем Полесского обкома компартии республики, центр которого тогда находился в Мозыре. В последней должности Федор Михайлович и встретил начало Великой Отечественной войны.
В 1941 году Федор Михайлович был направлен в ряды Красной армии как комиссар крупной кавалерийской группы, состоящей из трех дивизий. Советские кавалеристы сковывали деятельность фашистских оккупантов в их наступлении, нанося ощутимый урон резервам и тыловым частям противника. Группа Языковича своими внезапными атаками приводила в ужас врага. Поэтому за мужество, храбрость и отвагу Федор Михайлович был награжден орденом Красного Знамени.
В марте 1943 года Языкович был назначен командиром Полесского партизанского соединения. Из имевшихся на Полесье партизанских отрядов Федор Михайлович создал две новые партизанские бригады, в качестве партизанского соединения собирал средства в фонд обороны. В отчете командования Полесского партизанского соединения о диверсионной деятельности партизан указывалось, что основные действия партизанских отрядов были сконцентрированы по ж. д. Лунинец–Гомель, на участке Житковичи–Калинковичи. По этой дороге пущено под откос 20 эшелонов. В результате крушений уничтожено и выведено из строя 14 паровозов, а также взорвано 13 мостов на шоссейных и железных дорогах. При крушении составов, в засадах и так далее в течение марта убито 507 немцев.
Погиб Федор Михайлович 7 апреля 1943 года в ходе одной из операций. Он взял на себя непосредственное руководство по захвату вражеского эшелона с оружием. Все поначалу было четко спланировано, однако после подрыва железнодорожного пути между станциями Бринево и Старушки на линии Калинковичи–Лунинец что-то пошло не так. Завязался жестокий бой, партизаны понесли потери, самой непоправимой из которых стала гибель и славного командира. Похоронили Ф. М. Языковича в Мозыре на братском кладбище советских воинов и партизан.
Его имя носят улицы в Мозыре, Калинковичах, Октябрьском, а также пионерская дружина мозырской СШ № 5.
Подготовили
Мария МАКАРЕВИЧ
и Ксения КОНОТОПЕЦ,
члены клуба «Юный
журналист» МЦТДиМ.