Прошедший в минувшее воскресенье первый тур президентских выборов и референдум о евроинтеграции Республики Молдовы дал обильную пищу для размышлений.
Предвыборная кампания в Молдове была проведена с беспрецедентным вмешательством Евросоюза во внутренние дела: конечно, так было и раньше, но в этот раз были отброшены все условности и стыд. В ходе кампании европейские чиновники ввели санкции против молдавских политиков, которых принято считать «пророссийскими», с формулировкой «за дестабилизацию ситуации в Молдове». Понятна поддержка «своих» кандидатов, но их участие в репрессиях против оппозиции – это нечто новое.
Очень пикантно получается, особенно если учесть, что скоро ровно те же европейцы будут учить белорусские власти правилам проведения «демократических» выборов с угрозой «непризнания» их результатов, потому что они не те, как хотелось бы.
Не отставала и действующий президент Майя Санду: оппозиционных политиков не допускали до агитации или вообще арестовывали, нелояльные СМИ были закрыты. Из 231 избирательного участка за рубежом в России открылись всего два (для сравнения: в Италии открыто 60 участков, чуть меньше – в Германии, Франции, США и Румынии). Причем для Москвы было напечатано всего 10 тысяч бюллетеней. Молдавскую диаспору в России от выборов президента и определения геополитического курса страны просто отстранили.
…В воскресенье вечером начали приходить первые итоги. После обработки 77,51 % протоколов 55,13 % молдаван высказалось против членства в Евросоюзе. Результат сенсационный, потому что при огромной нелюбви к Майе Санду к Евросоюзу в Молдове относятся заметно лучше, связывая с ним надежды на рост уровня жизни и качества управления. Так называемый «украинский феномен»: люди хотят попасть под контроль чужих чиновников из-за потери надежды на собственных.
Впрочем, утро принесло уже другие цифры: за присоединение к Евросоюзу высказалось 50,42 % участников, что превысило количество проголосовавших против (49,58 %). Если в голосах, то перевес составил менее 800 человек. Показательно то, что перевес принесло голосование в западных посольствах, десятки недостающих голосов добавило американское дипломатическое ведомство.
Вроде как победа, но эксперты схожи в оценках: иначе, как позор, такой результат сложно назвать. Пафосно провозглашать курс в Европу смыслом жизни страны можно было бы при убедительной и неоспоримой победе сторонников евроинтеграции. Но в итоге молдавское общество официально расколото надвое.
Еще одно наблюдение: в «демократических» кругах принято свысока считать белорусский народ неким, простите, стадом, которое зомбировано телевизором (и это не советский «ящик» с двумя одинаковыми программами, а сегодняшний – с десятком кабельных каналов) и «пропагандой», поэтому «послушно» голосует за Лукашенко. Но в Молдове мы увидели, что беспрецедентное пропагандистское и политическое давление при нулевых успехах в экономике и социальной политике приводит к отрицательному результату.
Впереди второй тур президентских выборов в Молдове. Но уже президентская кампания в этой стране посылает важный сигнал Брюсселю: перемены, происходящие в мире, лишают Евросоюз прежней привлекательности. Поймут ли это в Европе?