Их проекты на все сто! Мозыряне победители в областном этапе конкурса «100 идей для Беларуси»

228

Учащиеся средних школ №№ 7, 9 и гимназии ярко заявили о себе, презентовав оригинальные разработки.

Искусственный интеллект поможет учиться

11-классницы гимназии имени Я. Купалы Татьяна Кудан и Елизавета Балюк разработали мобильное приложение с искусственным интеллектом (ИИ) для персонализации обучения «Eureka!». Татьяна, автор задумки, рассказала, что все началось с желания поучаствовать в конкурсе. Порыв поддержала подруга Лиза. Изначально девушки планировали создать систему для анализа КТ и МРТ снимков головного мозга, но поняли, что это потребует глубоких медицинских знаний, и оставили задумку.

«Руки не опустили, – смеется Таня. – Переосмыслив возможности и интересы, решили создать образовательную платформу «Eureka!». Знаете, иногда самые лучшие идеи рождаются из неудач. Проект многогранный. С одной стороны, это платформа, которая может превращать практически любой учебный материал в интерактивные форматы: флэш-карточки, тесты, викторины. С другой, это возможность сделать обучение по-настоящему увлекательным. Мы даже разработали интерактивную 3D-модель головного мозга, где можно изучить 46 различных областей. Это как раз та часть проекта, где пригодились знания Лизы в области нейробиологии».

«Функционал «Eureka!» заключается в создании обучающих материалов с помощью ИИ на основе информации, предоставляемой пользователями, – пояснила Елизавета Балюк. – Преимущество перед зарубежными аналогами – расширенный функционал: в перспективе наша платформа позволит преобразовывать научную информацию практически любого формата, будь то просто скопированный текст параграфа или статьи, текстовый документ, презентация, аудиозапись или видео, и интегрировать ее в белорусскую систему образования».

На помощь Тане и Лизе пришла учитель информатики гимназии Галина Алексанина. Ее большой опыт в проектно-исследовательской деятельности вывел проект на новый уровень. «Идея девочек зацепила. Мы много работали, коллективно дошлифовывали каждую деталь. Так родилась наша «Eureka!», – рассказала Галина Сергеевна.

Разработчики пояснили, что ориентируются на школьников, поэтому в проекте представлены все учебные предметы. «Eureka!» родилась из желания сделать образование более доступным и увлекательным.

«Мы верим, что технологии должны не заменять традиционное обучение, а дополнять его, делая более эффективным и интересным. Когда видим, как идея постепенно воплощается в жизнь, понимаем: все усилия были не зря, – говорят девушки. – Впечатления от участия в областном этапе конкурса остались яркие. Чувствовалась поддержка жюри. Эксперты вникали в каждую деталь, задавали вопросы. Сейчас мы занимается мобильным приложением и веб-версией платформы. Уже есть работающий прототип, который можно протестировать, зарегистрировавшись на сайте. Участие в конкурсе «100 идей для Беларуси» дало возможность представить проект и помогло лучше понять, в каком направлении двигаться дальше».

Впереди у девушек много работы, но они полны энтузиазма и готовы развивать платформу «Eureka!», делая качественное белорусское образование доступным и интересным.

Придумал игру и увлекся процессом

Победителем в той же номинации – «Общество и социальная сфера» – стал учащийся 11 класса средней школы № 7 Алексей Клименко. Молодой человек предложил интересный проект настольных авторских дидактических игр, который, к слову, уже не раз был отмечен различными наградами. На настоящий момент в проекте 12 игр. Они универсальные: их можно использовать как «бродилку», как лото, как игру «вопрос-ответ» – адаптируются под любой формат.

Юноша давно определился с выбором профессии – хочет пойти по стопам родителей и многочисленных родственников и стать педагогом уже в пятом поколении. Сейчас он посещает межшкольный факультатив для будущих педагогов в СШ № 1. Поступать планирует в Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, где учились его родители. Сегодня они работают в СШ № 7: мама Виктория Игоревна – заместителем директора по учебной работе, папа Сергей Николаевич – учителем трудового обучения.

«Зародился проект из простого задания: учитель педкласса Галина Квитченко предложила придумать игру для работы с детьми на уроке, – рассказывает Леша. – Я решил зашифровать в вопросах информацию о городах Беларуси. Связал ее с крупными предприятиями и известной белорусской продукцией. Думал, что это легко и дети быстро сопоставят картинки. Но игра вызвала трудности даже у взрослых. Я увидел живой интерес у аудитории и решил продолжать придумывать игры». Второй увидела свет игра «Мемори», она помогает запомнить архитектуру Беларуси.

Родители-педагоги во внезапном увлечении сына разглядели двойную пользу. «Забегая вперед, скажу, что по играм можно даже готовиться к олимпиадам, – объясняет Виктория Игоревна. – На семейном совете стали перебирать идеи, как адаптировать в игры материал по разным предметам. Играть в «настолки» мы очень любим, поэтому канва уже была в голове. Оставалось наполнить ее содержанием. В итоге родился целый проект, который высоко оценили на области и, будем надеяться, заметят на республиканском этапе».

«Мы разработали также сайт с игрой-викториной «Познай Беларусь вместе с нами». Пройдя по QR-коду, можно отвечать на вопросы в дороге, что очень удобно, – рассказал талантливый парень. – Моя любимая игра – «Путешествуй и исследуй вместе с Экозавриком», в нее вложил душу. Долго корпел над разработкой «От Бреста до Берлина». Эта уникальная игра – наглядное воплощение учебного модуля «Великая Отечественная война». К ней также идет состоящий из 30-ти моделей стенд «Книга танков». Я постарался сделать сложную информацию понятной и интересной».

Цель семьи и команды единомышленников Клименко не прославиться, а внедрить игры в образовательный процесс. Это поможет детям легче усваивать сложный материал, лучше разбираться в истории, культуре и достижениях Беларуси. И, главное, отвлечет школьников от гаджетов.

Рассматривая каждую коробочку с игрой, понимаем, что проделан колоссальный труд. Но Леша успевает и учиться, и заниматься проектом. Говорит, что хотел бы найти единомышленников и работать в команде, создавая новые полезные и интересные игры. Пусть все у него получится!

Химические опыты в реальности? Легко

В категории «Информационно-коммуникационные технологии» отличился десятиклассник Артем Заяц, учащийся СШ № 9. Парень разработал Chemistry Lab VR – виртуальную лабораторию для практических работ по химии.

«Во многих школах нет необходимого оборудования для проведения опытов, – объясняет Артем. – Некоторые практические работы не проводятся из-за опасных реагентов. А химия требует наглядности и максимального погружения в процесс. Поэтому появилась идея создать виртуальную среду с использованием технологии виртуальной реальности, которая поможет ученикам проводить опыты и не беспокоиться о нюансах».

Интерес подростка к химии, который достался от работающих на Мозырском НПЗ родителей, и увлеченность программированием сделали свое дело. За 25 дней, пока Артем находился на образовательной смене в Национальном детском технопарке, он разработал проект и успешно его защитил. К слову, эта победа позволила парню продолжить обучаться в Технопарке дистанционно.

«По моей задумке лабораторные работы школьники выполняют в очках виртуальной реальности, что позволяет безопасно проводить опыты даже несколько раз подряд, находить ошибки, тренироваться. Мой проект сильно удешевляет обучающий процесс, поскольку достаточно закупить очки и при правильной эксплуатации пользоваться ими порядка 10 лет. А реагенты нужно постоянно обновлять, и они не дешевые, – привел веские аргументы юный разработчик. – Можно запускать проект и без очков: портировать на телефоны или школьные компьютеры и проводить опыты. Да, это не даст сильного погружения в процесс, но тоже можно тренироваться».

Основная задумка Артема Зайца: чтобы белорусские школьники могли не только изучать химию по учебникам, но и закреплять знания на практике, используя современные технологи.

«Будет здорово, если проект распространится в массы, – делится парень. – Мы не отказываемся от бумажных носителей, но предлагаем дополнить процесс обучения виртуальной реальностью. Сейчас написанная программа рассчитана на подготовку к ЦТ, но ее можно изменять и дополнять. Вставить новые реакции или задания не проблема».

Родители интерес сына, разумеется, поддерживают, ведь его увлечение полезно для общества.

«Я развиваюсь, получаю ценный опыт выступления перед людьми, – говорит Артем. – Благодарен наставникам школы программирования и робототехники «RCODE». Хорошо, что есть Национальный детский технопарк, где талантливые ребята продвигают идеи в массы, получая средства на развитие интересных проектов».

Сейчас мозырский школьник готовится к республиканскому этапу конкурса «100 идей для Беларуси», дорабатывает идею. В будущем планирует развивать навыки программирования и внедрять виртуальную реальность в образовательный процесс. Намечается что-то интересное…

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: