Что делать, если после ремонта техника снова сломалась, а договора нет? Можно ли вернуть в магазин белье? Как обезопасить себя при покупке через «Куфар»?
На эти и другие вопросы в ходе прямой линии, организованной в пресс-центре газеты «Жыццё Палесся», ответила уполномоченный по защите прав потребителей Мозырского райисполкома Елена Пархоменко.
Ошибся с размером
Купил жене набор белья, а оно не подошло ей. Можно ли его поменять на другое?
– Это невозможно. Белье нательное (майки, трусы, бюстгальтеры, бюстье, боди, комплекты белья и прочее белье) возврату не подлежат. Как и бельевые трикотажные изделия: бельевые фуфайки, термобелье, мужские кальсоны (кроме спортивных изделий), а также чулочно-носочные и корсетные изделия. Весь список – в «Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату», утвержденном Постановлением № 778 Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002.
Работают как хотят
Мастера по ремонту обуви не соблюдают режим, график своей работы, указанный на табличке у входа в мастерскую. Прихожу – закрыто. Не могу забрать свои сапоги. Что делать?
– Как минимум нужно донести информацию об этом руководителю организации, которая вам чинит обувь.
Организация, ИП, продавец обязаны обеспечивать соблюдение режима работы торгового объекта, объекта обслуживания. Фактический режим работы должен соответствовать установленному. Неисполнение этих требований является нарушением законодательства и влечет наложение штрафа в размере до 10-ти базовых величин, а при совершении повторно в течение года – от 10-ти до 30-ти.
Необходимо также знать, что запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением времени завершения работы объекта. За 10 минут до закрытия продавец может предупредить покупателей о том, что время работы заканчивается. Заранее может быть прекращен вход только в объекты общественного питания, но не более чем за 30 минут до их закрытия.
Всех покупателей, находящихся в торговом зале или объекте общественного питания в момент завершения их работы, нужно обслужить, а работа кассовых суммирующих аппаратов прекращается по окончании расчета последнего покупателя.
Оплата только наличкой?
Официант заявляет, что оплата только наличкой. Табличек нет, заранее никто не предупредил. Говорит, что, мол, терминал не работает. Ужин бесплатно или нужно бежать в банкомат?
– Огорчу вас, но ужина бесплатно не будет. Да, принимая оплату исключительно наличными деньгами, продавец грубо нарушает статью 9-1 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой расчеты по оплате товаров (работ, услуг) осуществляются в наличной и безналичной формах, а продавец обязан предоставить потребителю право выбора формы оплаты. Оплатить услуги вы обязаны. Если вам не предоставили возможность оплатить товар в той форме, в которой вы хотите (по карте), можете оставить свои данные, и пусть направляют вам претензию.
В том случае, если хотите пойти на принцип, уж коль это выяснилось после ужина.
А лучше все же сходить в банкомат: зачем портить послевкусие плохим настроением, конфликтом?
Хочу как на картинке!
Сделали заказ сета суши на дом, а их доставили совсем не такими, как на фото, размещенном на сайте этой компании. Но это я обнаружил только после того, как курьер ушел. Как было правильно поступить в такой ситуации, ведь за заказ я рассчитался?
– Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.
Вы имеете право отказаться от покупки, если вам доставили товар, который вы не заказывали, или если товар ненадлежащего качества.
Уплаченная покупателем сумма за товар надлежащего качества подлежит возврату в течение 7 календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
Потребитель в случае, если ему продан товар ненадлежащего качества и (или) недостатки (комплектация) не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных статьей 20 Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей»: о соразмерном уменьшении цены; о замене некачественного товара на качественный; о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы.
Возврат товара ненадлежащего качества производится по адресу объекта.
Нарвалась на мошенника
Купила через «Куфар» куртку, пришла совсем другая вещь. На мои звонки продавец не реагирует. Что делать?
– Обратитесь в милицию.
Советую на будущее не вносить предоплату, если продавец вызывает у вас хоть малейшие подозрения. Обязательно проверяйте достоверность этого номера. Если продавец не предоставляет свои данные, откажитесь от сделки.
Рекомендую в целом приобретать вещи при личной встрече с продавцом. В таком случае вы сможете внимательно осмотреть и оплатить товар на месте, исключив различные риски.
Вначале убедитесь, что товар полностью соответствует описанию в объявлении. Также обязательно проверьте исправность техники, запчасти и другое на месте перед оплатой. Перед покупкой техники, которая работает от батареи (телефон, ноутбук, игрушка), попросите продавца зарядить товар до конца. Если покупаете одежду или обувь, внимательно осмотрите товар, убедитесь, что он соответствует описанию в объявлении и на нем отсутствуют дефекты, о которых, возможно, продавец забыл сообщить.
Сохраняйте контактную информацию, имя продавца, детали переписки, документы, подтверждающие оплату и доставку, до конца сделки – они могут оказаться полезными в случае возникновения недоразумений. Вы можете обезопасить себя дополнительно, сделав видео момента вскрытия посылки и проверки качества содержимого.
«Стиралку» отремонтировали плохо
У мамы сломалась стиральная машина. Взяли с нее больше, чем вначале оговаривали. Сослались на то, что ремонт был сложнее. Но это еще что! Машина очень скоро сломалась снова. Значит, ремонт был сделан некачественно. Но письменного договора нет. Что делать?
– При некачественном ремонте потребителю следует обратиться в организацию с письменной претензией или внести запись в книгу замечаний и предложений. Если в удовлетворении требований потребителю будет отказано, спор может быть рассмотрен судом.
До начала оказания услуги мастер должен оформить заказ, то есть письменный документ, подтверждающий обязанности сторон. В нем должны быть указаны наименование организации (Ф. И. О. индивидуального предпринимателя), ее место нахождения (место жительства), сведения о государственной регистрации, данные потребителя (Ф. И. О., адрес, телефон), наименование оказываемой услуги, тариф на услугу в белорусских рублях, дата оформления заказа, планируемый срок ремонта, гарантийный срок и другие сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги. Заказ должен быть подписан двумя сторонами.
Потребитель должен оплатить выполненный в полном объеме ремонт после его приемки. И только с согласия клиента оказываемая услуга может быть оплачена при оформлении заказа полностью или путем внесения аванса. При этом исполнитель обязан выдать потребителю платежный документ.
Кстати, отсутствие заказа, оформленного в письменном виде, не препятствует обращению потребителя в суд, но значительно снижает шансы отстоять свои права.
При повышении себестоимости либо изменении объема ремонта исполнитель вправе пересмотреть размер оплаты только после предварительного согласования с заказчиком. Об этом изменении необходимо внести соответствующую запись в документе, подтверждающем заказ. Ремонтная организация не вправе без согласия потребителя также оказывать ему дополнительные платные услуги. А потребитель может отказаться от оплаты таких услуг, а если они уже оплачены – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Ольга АРДАШЕВА
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА