С любовью к людям

298

Именно так идет по жизни ветеран Великой Отечественной войны Фрейда Ароновна ЖУРАВЛЕВА.

Двухэтажный деревянный дом на улице Куйбышева, довольно крутая лестница на второй этаж (мысленно прикидываем, каково нашей героине подниматься по этим ступенькам), новенькая табличка на двери «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны». Чистая аккуратная светлая квартира – хозяйка попросила прийти нас попозже, потому что затеяла уборку. И увлекательный разговор с неунывающей Фрейдой Ароновной.

– Я родилась 5 декабря 1923 года в Мозыре. Этот наш дом стоял на Примостовой площади, но после реконструкции его перенесли на ул.Куйбышева. Училась сначала в школе №8, она находилась в районе старого рынка на площади Горького. А затем построили вторую сталинскую школу, которую окончила 19 июня 1941 года – сдали последний экзамен. Договорились с одноклассниками, что 22 июня устроим пикник за рекой. Довоенная жизнь была радостная: много друзей у меня и брата, замечательные соседи, веселая квартира – постоянно приходили гости.

Рано утром 22 июня постучали в окно. Брат открыл дверь, мы сквозь сон слышали, что он с кем-то разговаривает, потом быстро собрался и ушел. Мы не придали особого значения этому визиту. Брат работал, как сейчас говорят, инструктором по спорту, часто со своими воспитанниками участвовал в различных смотрах и соревнованиях, и если результаты были хуже предыдущих, то строго отчитывали. Решили, что и сейчас произошло нечто подобное. А это была повестка в военкомат… Нам ничего не сказал, собрался за пять минут и побежал.

Я потихоньку готовила платье к нашему празднованию окончания школы, прибежала подруга: «Сейчас будет вы-ступать нарком иностранных дел Молотов…» Первая мысль: «Война с Японией, наверно…» В квартире была «тарелка» радио, пришли еще люди. Послушали… Начался плач… Так начиналась война. Отец работал в военторге, поэтому семьи военнослужащих сразу эвакуировали – со станции Мозырь уехали 3 июля. Вместе с нами была еще одна семья: мужа призвали в армию, а его жена, ее сестра и двое детей отправились с нами, и мы жили одной семьей.

Приехали в Сталинград, все, кто мог, пошли работать, мы трудились на заводе «Красный Октябрь». (В первый период Великой Отечественной войны на «Красном Октябре» было налажено производство броневой, подшипниковой и прочих сталей специального назначения, в том числе для знаменитого танка Т-34. Завод выпускал 32 наименования военной техники: гвардейские минометы «Катюша», танковые корпуса, противотанковые ежи, каски и др., – прим. авт.) Работали не покладая рук: в порядке вещей было прихватить еще одну смену, остаться в ночь или после ночи отработать еще и утром. Но когда немцы подошли к городу, завод решили эвакуировать. Вновь пришли все, кто в состоянии был работать физически: 10-летние пацаны подносили доски для упаковки оборудования…

Следующий этап – Узбекистан, Бухарская область. Работали в сельском хозяйстве, а я быстро освоила узбекский язык, сразу наладилось общение с местными людьми. Надо отдать должное: к нам очень хорошо относились. Как-то маму укусил скорпион – это была пора, когда укус его уже мог быть смертелен… Прибежали местные, выстроились цепочкой примерно 15 человек, чтобы из рук в руки передавать глину из арыка – приложить к месту укуса и снять боль. Маму спасли… И это не единственный пример теплого отношения к нам.

…От себя заметим, что сегодня, в XXI веке, когда принято настороженно и порой предубежденно относиться к исламу, в качестве своеобразной прививки лучше всего вспомнить военные годы, время эвакуации: ни один человек в Узбекистане не остался брошенным – мусульмане-узбеки приютили всех и любой национальности в своих семьях.

– Затем меня перевели работать в школу, – продолжает Фрейда Ароновна. – На мне был целиком 4 класс, все предметы. Впрочем, была война, поэтому требования были не сегодняшние. Затем работа в местном районо политпросветинспектором. Тут было сложнее, надо было курировать все школы района и работать с военкоматом – готовить местных ребят к службе в армии, чтобы они хотя бы самые простые команды выучили на русском и не пропали в первом же бою… Очень переживала за них, парни старались, но все равно им было тяжело.

…Иду на работу, навстречу машина – для того времени это редкость. Выходит секретарь райкома и по-узбекски сообщает мне: «Война окончилась, мы победили!» Радость неописуемая, и сильное желание вернуться домой. Ехали целый месяц: вся страна пришла в движение, железная дорога не справлялась, путешествовали даже на открытой платформе, в дороге пропадали вещи, остались без денег, но радость ожидания встречи с родным домом все перевешивала. Дом наш уцелел, но внутрь нельзя было войти, такое чувство, что там была казарма. Навели порядок и стали потихоньку обживаться.

Устроилась на работу в Полесский облкомхоз, руководил Виктор Иванович Бреднев, очень порядочный человек, его жена потом работала директором швейной фабрики. Когда Полесскую область упразднили, перешла на работу в плановый отдел гормолзавода. Трудилась там 25 лет и оттуда уже ушла на пенсию.

А еще в 1980 году мы собрались своим выпуском в ресторане и отметили встречу, так что пикник после выпуска все-таки состоялся. Все, кто уцелел, многого добились, почти все получили высшее образование. Класс у нас был очень дружный, считаю, что учителя нам дали очень хорошее образование. Жаль, что на новую встречу уже не хватило здоровья, а друзья, родные и знакомые все чаще покидают нас, а я так люблю людей…

За то время, что ушла с гормолзавода на пенсию, там многое поменялось, но отношение к нам, ветеранам, самое замечательное. Ведь в 1963 году, когда построили новый завод, я была чуть ли не самым старым работником. Очень благодарна: нет ни одного праздника, чтобы нас не поздравили. Еще у нас замечательные участковый терапевт и медсестра – обязательно навестят каждую неделю. Дома очень тепло, правда, нет ванной и горячей воды – по молодости это не беспокоило, да и речка рядом, а сейчас уже сложно – по-прежнему хочется быть молодой и здоровой, хотя понимаю, что годы уже не вернешь.

…Когда все это вспоминаю, понимаю, что все можно вытерпеть, пережить, ко всему приспособиться, вокруг много добрых людей, что не дадут пропасть и помогут – главное, чтобы не было войны.

Всю жизнь выписываю нашу местную газету. Спасибо вам большое за работу, пусть и дальше у вас все будет хорошо.

Фрейда Ароновна Журавлева – прекрасный пример человека, умеющего и в преклонном возрасте радоваться жизни, людям, смотреть на жизнь с мудрым юмором и заряжать других оптимизмом.

Мы желаем Фрейде Ароновне добра!

Дмитрий КУЛИК

Фото Юлии ПРАШКОВИЧ

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: