Знакомьтесь: женщины-строители ОАО «Мозырьпромстрой»

1161

Часто бывает, что рассказ о профессии плавно перерастает в историю о человеке и его отношении к жизни. Так получилось и с внешне простой темой: рассказать о профессиях, в которых заняты женщины на стройке.

Один из аргументов против женщин в строительной сфере: прекрасная половина утрачивает женские черты среди грубых мужчин и тяжелого физического труда. Чтобы узнать, насколько это верно, мы познакомились с тремя работницами ОАО «Мозырьпромстрой», освоившими рабочие специальности.

Три женщины. Три профессии. Три возраста: молодость, зрелость, опыт.

КОГДА СТРОЙКА – ПРИЗВАНИЕ

Отделочник-штукатур Анастасия ЖИГАДЛО уже была героиней наших публикаций: несколько лет назад мы рассказывали о ней как о подающем надежды молодом специалисте. Поэтому было особенно приятно встретиться с ней вновь, чтобы убедиться, что руководство предприятия не ошиблось, угадав в Анастасии перспективного работника.

«Никто из моих родителей не имеет отношения к стройке, – улыбается Анастасия. – Папа телерадиомеханик, а мама медик. Но в детстве рядом с домом строили гаражи, и одно из развлечений было смотреть на работу строителей. А потом старший брат пошел учиться в наш тогда еще политехникум на отделение ПГС, а за ним и я. Впрочем, все ремонты в доме не обходились без нашей посильной детской помощи».

Есть ли сожаления о выборе профессии? «Абсолютно нет, – уверена Анастасия. – Я окончила политехнический колледж, а это очень престижное учебное заведение, где дают качественное образование. До сих пор приятно вспомнить защиту диплома, где были и директор, и представители  ОАО «Мозырьпромстрой». Так что к будущей работе готовили серьезно. И образование позволяет быть и бригадиром, и мастером. Но пока меня устраивает моя рабочая должность».

За эти годы Анастасия Константиновна освоила не только тонкости профессии, но и перешла на новый уровень. «Сегодня я учу молодое поколение как более опытный работник. Могу сказать, что было бы старание и желание, а остальному научим. Когда мы пришли на стройку, нас, молодых, никто не гонял «сбегай, принеси, подай…» – нам почти сразу стали доверять серьезную работу. Эта традиция осталась, и всех, кто к нам приходит, ставим на ответственные участки. Конечно же, учим не лениться и стараться».

Анастасия с улыбкой призналась, что замечания в стиле «да я в ваши годы…» она в своей производственной педагогике не использует: «Я им просто говорю: вы должны знать, что надо сделать свою работу так, чтобы никому не пришлось за вами переделывать или доделывать. Тогда все будет замечательно».

Строительная сфера переживает сложные времена, но уходить из профессии Анастасия не собирается: «Зачем, если все получается хорошо? Здесь я нашла себя, рядом трудятся хорошие коллеги, у нас толковое понимающее начальство… А платят сегодня везде немного. Конечно, хочется, чтобы труд оплачивался достойно. Вот где бы вы жили, если б не строители? И в каком страшном доме, если бы в нем отделочники не навели порядок».

…После разговора с Анастасией в очередной раз убеждаешься в правильности латинской пословицы: «Среди добрых людей – все доброе». И часто надо менять не работу, а свое отношение к жизни и окружающим, тогда все в жизни встанет на свои места.

БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА

Машинист крана Ирина ГОРБАЧЕВА – коренная мозырянка, но карьера начиналась не со стройки. «Окончила с красным дипломом медучилище по специальности фельдшер, – рассказывает Ирина Николаевна. – Но, чтобы решить финансовые проблемы, после выхода из декретного отпуска пришлось сменить профессию. Не скажу ничего плохого про медицину, но между «нравится» и «зарплата» пришлось сделать более прозаичный выбор. Работа была посменная, а так как одна воспитываю ребенка, то пришлось искать работу дневную. Так попала в 2009 году в «СМЕЛТ», подразделение ОАО «Мозырьпромстрой». Начинала с подработки подсобным рабочим, а потом окончила курсы крановщиков».

Стройка не самое легкое дело даже для мужчин. Ирина соглашается: «Тяжело, конечно, но, поскольку трудностей не боюсь, решила попробовать. К тому же на тот момент в строительной отрасли была конкретная стабильность, это и перевесило. Поначалу было очень тяжко: подсобник, говоря проще, это помогать всем. Покраска, уборка, металлоконструкции – это не печенье перекладывать. На ногах все 8 часов. Но еще было интересно, возвращалась домой с чувством, что сделала что-то полезное и для себя.

Хорошо принял коллектив: бригадир Николай Николаевич Сухарко любил повторять, что все когда-то начинали с нуля, поэтому обязательно надо помогать друг другу. Мастер Ольга Дмитриевна Потапчук ввела в курс дела, все объяснила, показала, был один крановщик Зинаида Ивановна Басак на три крана, ныне покойная, под ее началом строительная биография и началась. Потом Зинаида Ивановна уходила на пенсию, словом, «надо, Ира, надо!», и мы со сменщицей Натальей освоили эту профессию. Кран у меня не башенный, когда переходишь со стройки на стройку, а мостовой, в цехе. Поэтому работаешь все время в одной команде и уже знаешь, кто на что способен.

Страшна не высота, а ответственность, о себе и своем благополучии думаешь в последнюю очередь, главное, чтобы под краном было все в порядке. Морально было очень тяжело, старалась никого не подвести. Но все приходит с годами, теперь уже немного проще, потому что изучила своих коллег, и с полуслова и полужеста понимаем друг друга.

Взаимопомощь для нас обязательна: знаем, как подстроиться один к одному, чтобы все получилось хорошо. Первый помощник – стропальщик. У нас плюс к плюсу – его знания к моим знаниям – только так все получится, без этого вообще нельзя».

Крановщик считается элитной строительной профессией. «Я вам расскажу про свою элитность, – иронично улыбается Ирина. – У нас особого положения нет ни у кого, потому что работа бригадная, и все делают любые задания вне зависимости от своей специальности. Так что колонны вяжем, красим, убираем – этим заняты и сварщики, и крановщики, и разнорабочие. Поэтому весь день: на кран залезла-слезла, залезла-слезла – если посчитать, то за смену выходит покруче любой степ-аэробики».

Всегда интересно отношение к женщинам, попавшим в суровую мужскую производственную среду, где первым делом – показатели, а девушки – потом. Ирина Николаевна не сомневается: «Руководство к нам, женщинам, относится с пониманием, и с мужчинами мы ладим, да и чувство юмора всегда выручает. Конечно, на работе в первую очередь ты рабочий и должен выполнять свои обязанности, поэтому поблажек из-за того, что ты женщина, нет, да они и не нужны: будь добр сделать то, что от тебя требуется. Но все равно отметят, что сегодня выгляжу хорошо. Если вы-гляжу плохо – тоже, но при этом побеспокоятся, все ли в порядке».

Интересуемся: «Не жалеете, что так сложилось? Рабочий цех – не теплый офис…» Задумавшись: «По большому счету, нет. Тогда был выбор прост – поднимать ребенка. Можно было и заочно учиться, конечно, но у нас сейчас столько парней работает с высшим образованием… Им бы с их дипломами быть на должности, а не в разнорабочих… Наверно, нет: что сделано, то сделано, и я не думаю, что жизнь у меня не получилась. Ребенок учится хорошо, заканчивает начальную школу, говорят, что по силам потянуть и гимназический класс».

Готовность решать сложные вопросы самой, не ожидая милости от судьбы, особенно чувствуется в этой изящной женщине: «В самом крайнем случае можно вернуться в медицину, правда, придется диплом подтверждать, но навыки не пропали – как вы думаете, кто сейчас лечит ребенка и родителей?!

Конечно, хочется стабильности, чтобы была работа. Но я думаю, что мы вытянем и выживем. На всех и на все жаловаться нет времени и никакого желания…»

СПРАВИТСЯ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНА

Сварщик Любовь АНДРЮХИНА родом из Новосибирской области, потом переехали на Кавказ, а когда началась, по выражению нашей героини, чеченская неусобица, в 2001 году переехали к сестре в Беларусь.

«По образованию я швея, – рассказывает Любовь Николаевна. – Окончила швейное училище, есть образование педагога – преподаватель трудового обучения, но школа – это не мое… Когда приехала в Мозырь, надо было куда-то быстрее устраиваться, потому что дети учились в школе. Начала с ПМО, затем на частной пилораме, но там зар-плата маленькая, а мне надо было что-то государственное найти, чтобы пенсию заработать… Повезло: пришла в ОАО «Мозырьпромстрой», и здесь мне все понравилось. Встретили доброжелательно, коллектив очень дружный, заботливое начальство, поэтому с людьми быстро нашла общий язык, с любым сомнением всегда можно было попросить помощи.

Сразу пришла на сварку: была нужна напарница для работы на «точке» (станок контакт-ной точечной сварки), потому что прежний специалист одна не справлялась. Мне самой было очень интересно, как происходит сварка, подучилась и приступила к работе: варить арматуру и различные изделия для строительства…»

«Сложно?» – интересуемся мы. «Не сильно…» – не сомневается Любовь Николаевна.

Перед встречей с нашей героиней нам рассказали, что с ее работой мужчина не справится – не выдержит монотонности. «Мужчины заняты дуговой сваркой, более сложными деталями, – без обиды и с материнской снисходительностью объясняет Любовь Николаевна. – Мое дело – небольшие каркасы, сеточки – словом, мелочевочка, но ее тоже должен кто-то делать. Физические нагрузки зависят от арматуры, это и «шестнадцатка», и «двадцатка», скажем так, от 300 кг за смену. Я привыкла к монотонной работе, шитье ведь такое же занятие. Да и разнообразие всегда есть, а сейчас еще и много заказов пошло.

И отношение ко мне хорошее. Если коллеги видят, что тяжело, никогда не пройдут мимо, хотя у них своей работы хватает, всегда предложат помочь: «Это не поднимайте, это мы сами уберем, подвинем-поднесем – вам еще и дома хватит работы…» С мужчиной в паре работать легче, конечно, его силу физическую с женской не сравнить…

Мы работаем по бригадному подряду, так что все знают несколько профессий, и работу тебе найдут в любом случае (с улыбкой). Но никого два раза просить не приходится, и никто себя не ставит выше остальных.

Работать в другом цехе и бригаде? А разве на стройке есть простая работа?»

…Мы беседуем с Любовью Николаевной после рабочего дня в общежитии под аккомпанемент детских голосов. «Не раздражают, – упреждает наш вопрос уставшая после работы добрая и по-житейски мудрая женщина. – Им же надо где-то играть, да и самой не скучно – столько детей! Сын и дочь уже выросли, у меня уже свои внуки, слава Богу. Так что жалеть не о чем».

ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА

Жизненный путь у наших собеседниц разный, от осознанного выбора до жизненных обстоятельств, когда надо было раньше думать о детях и семье, а потом – о себе. Главное, что никто из наших героинь не опускает руки перед лицом жизненных проблем. Крепкое плечо – это ведь не про физическую силу и не всегда про мужчин. А еще Ирина, Анастасия, Любовь остались при всех сложностях настоящими женщинами: милыми, обаятельными, тактичными, заботливыми, словом, со множеством различных превосходных степеней.

Понятие «женская логика» давно уже стало темой для многочисленных шуток и анекдотов, призванных показать непредсказуемость женского поведения. Сегодня не самая лучшая ситуация в экономике, и каждому человеку на своем личном уровне приходится решать массу проблем за себя и своих близких. И если мужчина часто ждет, когда появится хорошо оплачиваемое дело, чтобы встать с условного дивана, то женщине заниматься экономическими прогнозами и аналитическими расчетами некогда – она, как Ирина и Любовь, берется за любую работу, пусть непрестижную, тяжелую, неденежную, потому что главное – прокормить в первую очередь семью и детей. «Не нравится тебе работа малооплачиваемая, найди две малооплачиваемых, и будет у тебя приличный заработок…» – резонно рассудила одна из наших собеседниц. А можно, как Анастасия, доводить свои профессиональные навыки до совершенства, добавляя яркие краски в серые будни. Так что в реальной жизни женская логика становится чуть ли не единственным спасательным кругом.

«Не стоит село без праведника…» – заметил известный писатель. Смело продолжим: не будет без женщины ни стройки, ни экономики, ни своего настоящего дома.

Дмитрий КУЛИК

Фото Александра СОЛОДКОВА

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: