«С профессионалом можно договориться, с грубияном – нет».
К трамвайному хамству, кажется, все уже привыкли. То, что в очереди вам могут объяснить, мол, вас здесь не стояло, тоже. Такие случаи обычно вызывают резкий всплеск возмущения, чаще всего затихающий уже через пару часов после происшествия. Наверное, это объяснимо тем, что со случайными людьми на улице или в очереди мы можем сражаться на равных, а если даже силы не равны, можно призвать на помощь очевидцев. Общим натиском возмутителя спокойствия удастся призвать к порядку.
Куда сложнее явление профессионального хамства. О нем-то и будет речь. Противостоять такому явлению на порядок сложнее хотя бы потому, что вы не будете до конца уверены в своей правоте. Специалисту-то виднее!
Из найденного в интернете: «Вот представьте себе. Идете вы по улице. К вам подходит дворник и говорит, мол, люди свиньи, они бросают бутылки, окурки, жвачки под ноги, не понимают идеалов чистоты. Вы думаете: какой хороший дворник. Нет чтобы спокойно следить за грязью на своем участке. Ему этого мало – он ищет грязь еще и в человеческих душах.
Идете в парикмахерскую. И тут парикмахерша уже наготове, с феном и в боевой стойке. Почему никто в этой стране не ходит стричься один-два раза в месяц? Почему не отличают элегантную стрижку от вульгарной? И вы выходите с элегантной укладкой на улицу и думаете, как же хорошо, что есть такие гениальные воспитатели-парикмахеры. Наверное, она самый крутой специалист в своей сфере. Абы кто хамить не будет. Так ли уж важно, что именно клиентам предстоит ходить с ее произведением искусства, а не ей самой».
Более чем уверена, что каждый человек хотя бы раз сталкивался с таким явлением. Не удивлюсь, если узнаю, что на самом деле в этом нет ничего криминального. В конце концов, все мы люди, все иногда срываемся, а на работе да под наплывом вечно правых клиентов попробуй сохранить душевное равновесие. Не поспоришь, работа бывает очень напряженной.
С другой стороны, можно свою природную склонность к хамству и позиции «с пьедестала» замаскировать трудностями профессионального бытия. Приятель рассказывает: на работе женщина из планового отдела организации, в которой он работает, любит на всех покрикивать. То документ ей неправильно оформили, то вообще не те бумаги принесли. На просьбу объяснить, как же надо правильно, делает брезгливую гримасу и говорит, что сами должны знать. И вообще, она занята. Когда освободится, не знает. Приятель однажды не удержался и рявкнул в ответ да припечатал аргументами. Тут же, вспоминает он, женщина сменила тон, спросила, чего ругаетесь, и объяснила, что у нее просто голос такой – громкий. Объяснила вполне нормальным голосом. С тех пор начала вести себя сдержанней.
Я сейчас намерена покуситься на святая святых – педагогов и медиков. Знаю, что любые упреки в адрес представителей этих профессий могут вызвать шквал негодования. Ну да, профессии-то гуманные, а вот представители порой – не очень. Сразу сделаю оговорку: это личное мнение, основанное на собственном опыте. Некоторыми историями поделились знакомые.
Мы идем к врачу необязательно для того, чтобы поскандалить в очереди, и часто совсем не для того, чтобы покачать права в кабинете. Иногда нам банально бывает больно, плохо и страшно. Вот приходите вы, например, к стоматологу полечить зуб и говорите о том, что очень боитесь боли, может быть, стоит сделать укольчик с анестезией. Врач хмуро молчит, и вы даже не понимаете, то ли просто больно не будет, то ли вот терпите теперь – нечего было кариес запускать, это урок такой на будущее.
Медсестра в кабинете «узкого» специалиста в поликлинике едва ли не швыряет талон в лицо: в следующий раз записывайтесь, и без вас километровая очередь под кабинетом. Тут уж улучить бы момент и объяснить, что ты и сам готов месяц ждать приема по записи, чем, даже имея письменное направление и плохой результат анализа крови на руках, продираться сквозь толпу таких же страждущих.
Женщине найти хорошего «своего» женского доктора – большое везение. Дамы поймут. Сфера-то такая… личная очень. Там, где личное, всегда уязвимость. В таких случаях мы ждем особенно тактичного отношения к себе. Наверное, ни в какой другой медицинской сфере так остро не воспринимаются грубость и бесцеремонность медиков, как в гинекологии. Женщины спасаются сарафанным радио, передавая имена хорошо зарекомендовавших себя специалистов. Недавно я написала интервью с известной в городе женщиной – акушером-гинекологом и затем с огромным удовольствием читала в соцсетях десятки комментариев: «Врач от Бога и прекрасный добрый человек». Десятки благодарностей и хороших пожеланий доктору. Кстати, в интервью доктор рассказывала о том, что бывает сложно и обидно с пациентками, они ведь тоже не подарок попадаются. Но на профессионализме обида никак не сказывается, и мнение пациенток это только подтверждает.
Но оставим в покое медиков. Вот школа, обычный класс. Педагог с большим стажем не понимает, что сложного в том, чтобы понять написанное в учебнике. Сразу видно, у кого из школьников какой «потолок» в знаниях и кто на какую оценку может рассчитывать. Вызубрить мало, нужно еще понимать, что вы там учите. Но времени на то, чтобы «разжевать и в рот положить» каждому, совсем нет, так что записываем домашнее задание, дети.
Хроническая усталость от чрезмерной рабочей загруженности превращает людей либо в сухарей, либо в задерганных неврастеников. И действительно, реальность такова, что с выгоранием, переходящим в хроническую фазу, с разочарованием в профессии может столкнуться любой человек. Причем тут профес-сиональный цинизм? Наверное, суть в том, что с профессионалом мы можем договориться, несмотря ни на что, а в случае с хамством все иначе – от тебя требуется подстроиться, четко выполнять инструкции, помалкивать, не создавать лишнего шума. Все понимать с первого раза и вообще сказать спасибо, что в таких сложных жизненных обстоятельствах на вас нашлось время.
Но вот загвоздка: обстоятельства меняются. А человек при этом не всегда. Тут-то и становится ясно – «жизнь такая» или «мы такие». Иногда сложные обстоятельства становятся всего лишь ширмой, прикрывающей природную грубость, черствость и равнодушие. То ли в менталитете дело, то ли в личном выборе каждого отдельного человека. Хотя это уже тема для целого философствования.
Елена МЕЛЬЧЕНКО